Инклюзивное образование: интеграция теоретических основ и практических методов для формирования эффективной образовательной среды
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.15611252Ключевые слова:
инклюзивное образование, дифференцированное обучение, гуманистическая педагогика, индивидуализация, образовательные технологии, инклюзивная среда, практические методы, теоретические основы, педагогическая подготовка, доступность образованияАннотация
В статье рассматривается вопрос интеграции теоретических основ и практических методов инклю-
зивного образования с целью формирования эффективной образовательной среды. Анализируются совре-
менные концепции дифференцированного обучения, гуманистической педагогики и прав человека, а также прак-
тические подходы, такие как использование адаптированных материалов и технологий поддержки. Представлены
результаты исследования, включающие выявление факторов успешной реализации инклюзии и разработку реко-
мендаций по их внедрению. Обосновывается необходимость синтеза теории и практики для повышения эффек-
тивности и доступности инклюзивного образования, а также подчёркивается роль подготовки педагогов и междис-
циплинарного взаимодействия. Статья предназначена для педагогов, педагогических работников и специалистов,
реализующих инклюзивные программы.
Библиографические ссылки
Баранов В. В. Инклюзивное образование: теория и практика. – Москва: Просвещение, 2018.
Васильева Н. В. Инклюзивное образование: современные подходы и методы // Педагогика и психология. –
– Т. 12, №3. – С. 45–59.
Гусев А. И., Смирнова Е. А. Дифференцированный подход в инклюзивных классах // Журнал педагогических
инноваций. – 2019. – Т. 7, №2. – С. 22–30.
Kozulin A. Vygotsky’s Theory and Its Application in Inclusive Education // International Journal of Educational
Psychology. – 2017. – Vol. 16, No. 4. – P. 312–330.
Ministry of Education of the Russian Federation. Federal State Educational Standards of the General Education. –
Retrieved from https://edu.gov.ru
Tomlinson C. A. The Differentiated Classroom: Responding to the Needs of All Learners. – ASCD, 2014.
UNESCO. Policy Guidelines on Inclusion in Education. – Paris: UNESCO Publishing, 2009. Retrieved from https://
unesdoc.unesco.org
WHO (World Health Organization). World Report on Disability. – Geneva: WHO Press, 2015.
Maxmutazimova Y. The Role of the Kindergarten Teacher in the Formation of the Child Personality // Journal of
Multidisciplinary Sciences and Innovations. – 2025. – Vol. 1, No. 1. – P. 546–548.
Maxmutazimova Y., Beysenbekova G. The Importance of Steam Technology in Developing Technical Creativity and
Engineering Skills in Preschool Children // Maktabgacha va maktab ta’limi jurnali. – 2025. – Vol. 3, No. 2.
Maxmutazimova Y. R., Sobirova M. R. Maktabgacha yoshdagi bolalarda texnik ijodkorlik va muhandislik ko‘nikmalarini
rivojlantirishning dolzarbligi // Inter education & global study. – 2025. – No. 1. – B. 130–135.
Raxmatovna M. Y. The Importance of Developing Technical Creativity and Engineering Skills in Preschool Children. –
Shokh Library, 2025.
Международная организация по вопросам инклюзивного образования (UNESCO): https://unesco.org
Портал по вопросам инклюзии и образовательных технологий: https://inclusiveeducation.org
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.